Телефон доверия. Информация для родителей
|
|
Колос Елена Сергеевна
Педагог-психолог
МБОУ "СОШ №17"
1. В каких ситуациях можно посоветовать ребенку позвонить на Детский телефон доверия? В жизни каждого ребенка возникает момент,когда он сталкивается с первыми трудностями и боится совершить ошибку. Кто-то сразу приходит за советом к родителям, кто-то позже. Или вообще не приходит. Это не всегда происходит из-за недоверия к родителям. Желание скрывать свои проблемы и растерянность возникают даже у детей, у которых очень близкие и теплые отношения в семье. Иногда причина связана с непониманием, как начать разговор, нежеланием расстраивать родителей, страхом, что именно эту ситуацию родители не поймут, банальными стеснением и неловкостью. У подростков много поводов для стрессов и переживаний: ссора с одноклассниками, конфликт с учителем, буллинг, безответная любовь, сомнения в своей привлекательности и многое другое. Все это влияет на его эмоциональное состояние, чувство защищённости и самооценку. Родителям стоит чутко реагировать на любые изменения в поведении и настроении детей, чтобы предвидеть возможные проблемы и быть готовыми рекомендовать помощь психолога. Например, Детский телефон доверия. Существует популярное заблуждение, что к психологу нужно обращаться только в случае серьезной проблемы, например депрессии, смерти близкого, нарушении поведения, нежелании жить. И нужно учить ребенка решать свои проблемы самостоятельно, а не бежать с любой трудностью к психологу. Это не так! С любой ситуацией нужно разбираться максимально быстро и просто. Обращение к психологу позволит подстраховаться от появления действительно серьезных проблем. Специалист помогает разобраться в ситуации, осознать и принять причины проблемы, выговориться и снять напряжение, найти выход из трудной ситуации. Первые маркеры, по которым можно определить, что ребенок переживает трудный период. Смена привычного поведения.Ребенок ведет себя не так, как обычно. Ранее спокойный и уравновешенный теперь легко раздражается, излишне эмоционально и не всегда адекватно реагирует на любые замечания или вопросы. Или активный, позитивный и общительный все чаще закрываться в комнате, меньше делится с вами, прячет телефон, отвечает односложно. Или ребенок постоянно погружен в свои мысли, рассеян, не сразу реагирует на обращения, будто пропускает слова мимо ушей, выглядит немного потерянным и будто находится в другом месте. Чрезмерная эмоциональность и острота восприятия. Ребенок стал раздражительным, капризным, впадает в истерики, проявляет агрессию, долго не может справиться со своими эмоциями и успокоиться. Остро и болезненно, порой со слезами на глазах, воспринимает критику или простые требования, а также просьбы, которые раньше не вызывали таких реакций. Проблемы со сном. Вы замечаете, что ребенок подолгу не может уснуть, постоянно ворочается, возможно, жалуется на кошмары и разбитость по утрам. Снижение учебной мотивации и потеря интереса. Отказывается идти в школу. Есть подозрения на прогулы. Пропало желание заниматься даже по любимым и «легким» предметам. Ребенок теряет интерес к привычным делам и закрывается. Например, вы замечаете, что он перестал гулять с друзьями или забросил хобби, все больше предпочитает сидеть дома, «зависая» в телефоне. Проблемы с едой. Пропал аппетит или, наоборот, неожиданно усилился. Не путать с эмоциональной и физической усталостью. Едой компенсируется отсутствие эмоционального тепла и однообразие. Заедаются страхи. Отказ от еды — переживание недостатков своей внешности — как реальных, так и надуманных. Если вы считаете, что ребенок грустит, выглядит озабоченным, или его поведение кажется вам странным — проявите заботу и предложите помощь психолога, если он не готов поделиться с вами.
|
Колос Елена Сергеевна
Педагог-психолог
МБОУ "СОШ №17"
Как рассказать ребенку о Детском телефоне доверия? Пожелание обратиться к психологу может вызвать у подростка сопротивление и скепсис, лучше действовать опосредованно, не давя: 1. Посмотрите ролик о Детском телефоне довериятак, чтобы ребенок тоже видел и слышал его, хотя бы мельком. Спросите, знает ли он об этой Службе и обращались ли его друзья и знакомые к данным специалистам. Скажите, что в свое время вам не хватало такой связи с людьми, которые готовы выслушать. Главное, чтобы ребенок узнал об этом ресурсе. 2. Отправьте в мессенджер сына или дочки ссылку на чат Детского телефона доверия с намеком, что нашли полезный сервис, который может пригодиться. 3. Используйте технику «Подслушанный разговор»: обыграйте ситуацию таким образом, чтобы ребенок «случайно» услышал, как вы кому-то рассказываете о Детского телефона доверия, об анонимности звонка. 4. Оставьте на компьютере, которым вы вместе пользуетесь, открытой страницу сайта Детского телефона доверия, чтобы ее увидел ребенок. 5. Расскажите историю своего обращения к психологу, и чем оно вам помогло. Важным моментом для ребенка будет факт,что информацию о Детском телефоне доверия 8 800 2000 122 он получит от вас, близких ему людей, которые поддерживают и понимают его, уважают его границы. Это позволит ему довериться, позвонить и получить необходимую помощь.
|
Колос Елена Сергеевна
Педагог-психолог
МБОУ "СОШ №17"
1. Хамство и распущенность подростка: возрастные особенности или неправильное воспитание Дети взрослеют и меняются не только внешне, но и внутренне, и эти изменения не всегда радуют родителей. Особенно неприятно наблюдать хамство и распущенность ребенка. Согласно библейским рассказам, Хам — сын Ноя — посмеялся над своим отцом. Хамством стали называть неуважение к родителям, а позже и грубость, резкость, наглость, отсутствие скромности. Родителям многих подростков знакомо такое поведение детей. Что это — неправильное воспитание или возрастные особенности? Давайте разбираться. Причины хамского поведения. Стоит признать, что чаще всего хамством и агрессией подросток компенсирует неуверенность в себе или привыкает срывать дурное настроение на другом человеке, потому что никто его не тормозил. · Плохой пример. По мере взросления дети ассоциируют себя не только с родителями, но и с другими людьми из своего окружения — старшими товарищами, педагогами, друзьями, родственниками. Если примером для подражания становятся хамство, лень и распущенность, то и ребенок будет вести себя соответственно. · Насилие в отношении ребенка. Поведение может резко меняться, если ребенок сталкивается с насилием — физическим, психологическим. Для некоторых из них единственным способом справиться с ситуацией становится хамство, неадекватное поведение или апатия. · Возрастные особенности. Ребенок взрослеет и борется с авторитетом родителей. Из-за этого он часто грубит, ведет себя развязно, и настроение скачает от хаотичной активности до полной апатии. Важнейшая из психологических задач этого возраста — достичь социальной независимости. Для этого подростки изо всех сил пытаются отстоять свою точку зрения, в том числе и с родителями. Они еще не знают, как иначе можно выразить кипящие чувства, кроме как с помощью криков и грубых слов. · Поиск границ дозволенного. Напирая и провоцируя,подростки нащупывают рамки своих возможностей. · Чрезмерные нагрузки. Поведение может меняться из-за чрезмерной нагрузки, постоянного давления со стороны родителей или учителей, нездоровой атмосферы в семье и равнодушия взрослых. Уставшему человеку нелегко сдерживать негатив. Как реагировать? Стратегия поведения будет зависеть от того, по какой причине ребенок грубит. Поговорите с ним и постарайтесь выяснить, что его беспокоит или тревожит, и, исходя из ответов, выстраивайте взаимодействие. Но в любом случае хамство необходимо пресекать. Дети имеют право на несогласие и гнев, но выражать свою позицию и чувства они должны уважительно. Непременно говорите об этом: «Я не против другого мнения или несогласия, но знай: неуважительного отношения к себе не потерплю. Не надо закатывать глаза при разговоре со мной, насмехаться над моими словами, повышать голос, грубить и оскорблять меня. При таком раскладе диалога у нас не будет».
|
Колос Елена Сергеевна
Педагог-психолог
МБОУ "СОШ №17"
Чего делать нельзя? 1. Ругать и наказывать. Нотации только усугубят негативное поведение. 2. Стыдить. Стыд порождает чувство вины, а вина не помогает исправиться. 3. Сравнивать с другими. Получается, что ребенок недостаточно хорош,а такое мнение родителей может усугубить негативные моменты. 4. Заставлять и принуждать. Это вызовет сопротивление. 5. Игнорировать. Ребенок будет думать, что такое поведение допустимо. Что делать? 1. Говорить о своих эмоциях. Объяснить, какие чувства у вас вызывает поведение ребенка и почему оно вас задевает. 2. Предлагать альтернативы. Критикуете или запрещаете — накидывайте варианты, иначе ребенку не на что ориентироваться. 3. Учить понимать себя и свои чувства. Детям сложно разобраться в себе без помощи взрослых. 4. Стать примером. Если хамить и вульгарно вести себя, то и ребенок будет поступать аналогичным образом. Поэтому подобное поведение необходимо исключить. 5. Поддерживать. Не забывать говорить ребенку о том, что любите его и поддержите в любой ситуации. Если не получается самостоятельно скорректировать поведение ребенка, звоните на Детский телефон доверия 8 800 2000 122 — наши специалисты обязательно помогут вам в этом.
|
Колос Елена Сергеевна
Педагог-психолог
МБОУ "СОШ №17"
10 признаков опасного поведения подростка 1. Самоповреждения. То, что порой кажется просто не очень хорошей привычкой (ребенок постоянно расчесывает ссадины и болячки, дергает волосы или брови), на самом деле может оказаться признаком стресса и внутренних переживаний. Он, таким образом, старается физической болью заглушить боль душевную. 2. Демонстративное снижение успеваемости. Дети часто используют низкую успеваемость и плохое поведение для привлечения внимания родителей, порой неосознанно. Не торопитесь читать нотации, а постарайтесь разобраться в истинных причинах. 3. Отсутствие хобби. Подросткам свойственен избыток энергии, независимо от типа характера. Если у него нет любимого занятия (активного или пассивного), которым он готов заниматься часами, то это тоже является тревожным звоночком и требует внимания. 4. Отсутствие друзей. Для подростка очень важно общение со сверстниками. Если он все время проводит в одиночестве, то либо не имеет навыков социализации, либо конфликтует со сверстниками. 5. Появление вредных привычек. Попытки курить или пробовать алкоголь с одноклассниками за углом школы могут быть формой социализации. И эта проблема требует проработки. Особо критичным является, если ребенок прибегает к различным формам зависимости и вне коллектива, как к способу саморазрушения. 6. Постоянное состояние апатии.Безразличие к себе и ко всему окружающему – тревожный звоночек, ведь подростки испытывают потребность выделяться и самовыражаться. 7. Отсутствие эмпатии. Когда подросток начинает мучить животных, обижать или оскорблять более слабых – это психологическая проблема. 8. Частые и резкие перепады настроения. Внезапные истерики, несдержанность, «качели» настроения и даже агрессивность – все это признаки возможных проблем. 9. Нарушение сна. Бессонница и сложности с подъемом могут иметь как физиологические, так и психологические проблемы. 10. Расстройство пищевого поведения. Резкие отклонения от привычного режима питания – это повод обратиться к специалистам. Если подросток полностью отказывается от еды или, наоборот, сметает все и просит добавки, то причины могут быть комплексными – и физиологическими, и психологическими.
|
Колос Елена Сергеевна
Педагог-психолог
МБОУ "СОШ №17"
Как не запустить ситуацию? Первое и главное – это внимание к подростку. Не формальное, а искреннее и конструктивное. Он не должен оставаться наедине со своими проблемами. В остальном же родителям следует придерживаться следующих позиций: · Осознание, что трудности переходного возраста неизбежны. И длиться они могут не один год. · Учитесь слушать своего ребенка. Не принимайте решений сгоряча.Всегда лучше остановиться и обдумать ситуацию. · Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, как вместе с ребенком, так и самостоятельно. · Не забывайте о себе – ищите положительные источники восстановления энергии. · Верьте в себя и своего ребенка. Мы искренне надеемся, что вы преодолеете все трудности и сохраните духовную близость с подрастающим ребенком! Если возникнут вопросы — звоните на Детский телефон доверия 8 800 2000 122 — наши специалисты обязательно вам помогут!
|