СВЕДЕНИЯ ОБ ОО

Кабинет психолога и логопеда

 


 

Здесь Вы можете получить консультацию от школьного психолога.

Вы можете рассказать о своей проблеме или задать интересующий Вас вопрос.

  • Страница 1 из 1
  • 1
Кабинет психолога и логопеда » Школьный логопед » Родителям » Что такое дисграфия
Что такое дисграфия
Сурина Татьяна Владимировна
Педагог-логопед
МБОУ "СОШ №17"
По данным диагностического обследования в школе в период с 2020 по 2023 учебные года 24% обучающихся 2-4 классов допускают на письме множественные специфические ошибки, около 31% обучающихся в младших классах на письме допускают единичные специфические ошибки.
Таким образом. 55% обучающихся 2-4 классов имеют дисграфию.
Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Формирование процесса письма происходит в структуре учебной деятельности. В школьном возрасте учебная деятельность, являясь ведущей, составляет основу совершенствования устной и развития письменной речи ребенка. Если мы говорим об обучающихся 1-2 класса, то дисграфия у этой возрастной категории, определяется как трудности овладения письменной речью.
Проявляется дисграфия наличием стойких специфических ошибок на письме. Возникновение таких ошибок у учеников общеобразовательной школы не всегда связано со снижением интеллектуального развития, с выраженными нарушениями слуха и зрения, с нерегулярностью школьного обучения.
Дисграфические ошибки являются многочисленными, повторяющимися и сохраняются длительное время. Дисграфические ошибки связаны с несформированностью лексико-грамматического строя речи, недоразвитием оптико-пространственных функций, неполноценной способностью детей дифференцировать звуки на слух и в произношении, анализировать предложения, осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез.
К дисграфическим ошибкам не принято относить ошибки, имеющие вариативный характер т.е. ошибки не стойкие, изменяющиеся. А так же ошибки, обусловленные педагогической запущенностью, нарушением поведения, внимания и контроля.
Дисграфические ошибки могут наблюдаться у детей, имеющих и не имеющих нарушения устной речи.
Для овладения письмом ребенок должен усвоить графические образы букв, уметь соотносить их с соответствующими акустическими и речедвигательными (артикуляторными) характеристиками. У него должны быть сформированы навыки звукового и кинестетического анализа, развиты процессы зрительно-пространственного восприятия. 
1. Дисграфия может возникнуть вследствие имеющихся или имевшихся нарушений звукопроизношения.
Дефектное произношение звуков или наличие недостаточно четкое произношение звука приводят к нарушениям дифференциации артикуляторных признаков звуков и препятствуют его успешному соотнесению с соответствующей буквой. Вследствие этого дети не могут полноценно использовать проговаривание для определения звуков и звукобуквенной структуры слов. При данном виде дисграфии наблюдаются следующие ошибки на письме: замены, пропуски букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.
2. Дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания возникает вследствие нарушения процесса различения и выбора фонем.
Нарушение распознавания фонем приводит к следующим ошибкам на письме: замены согласных букв, соответствующих акустико-артикуляторным близким звукам, замены гласных букв, неправильное обозначение мягкости согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных.
Сурина Татьяна Владимировна
Педагог-логопед
МБОУ "СОШ №17"
    3. Аграмматическая дисграфия обычно проявляется, начиная лишь с третьего года обучения, когда ребенок, уже овладевший грамотой вплотную приступает к изучению грамматических правил.
      Проявляются такая дисграфия в виде неправильного использования приставок, суффиксов, нарушения образования сложных слов. Встречаются ошибки согласования слов, ошибки падежного управления, а также ошибки при использовании предлогов.
        4. Оптическая дисграфия проявляется смешением графически сходных букв (буквы, включающие одинаковые элементы, но отличающиеся их количеством, буквы, состоящие из похожих элементов, но различно  расположенных в пространстве или отличающиеся только качеством первого элемента, замены букв, написание лишних элементов и зеркальное письмо
          5. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза выражается в пропусках согласных при их стечении, пропусках гласных, перестановках и добавлениях букв; пропусках, перестановках и добавлении слогов; слитном написании слов и их разрывах. Данный вид дисграфии, является одним из ведущих среди дисграфий у школьников.
            В основе дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза лежит нарушение деления предложений на слова, слова на слоги и звуки. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения.
              Наиболее сложной формой языкового анализа является звуковой анализ. Вследствие этого особенно распространенными при этом виде дисграфии будут искажения звуко-буквенной структуры слова, что выражается в следующем: пропуски согласных при их стечении (диктант - дикат, школа - кола); пропуски гласных (собака - сбака); добавление букв (тоскали - тосакали).
                Нарушения деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами (идет дождь - "идедошь", в машине – "вмашине"; раздельное написание слова (белая береза растет у окна – "белабе заратет ока"); раздельное написание приставки и корня слова (наступила – "на ступила").
                  У детей с этим видом нарушения письма медленно вырабатывается стабильный двигательный образ буквы, их характеризует неровный почерк, медленный темп письма.
                    В заключении можно сказать, что несформированность навыков языкового анализа и синтеза непременно приведет к возникновению у детей одного из видов дисграфии.
                    Кабинет психолога и логопеда » Школьный логопед » Родителям » Что такое дисграфия
                    • Страница 1 из 1
                    • 1
                    Поиск: