Сурина Татьяна Владимировна
Педагог-логопед
МБОУ "СОШ №17"
Развитие речи ребёнка играет большую роль как в комплексном развитии ребенка, так и при подготовке ребенка к школе. В дошкольный период речь выполняет две основные функции – коммуникативную и интеллектуальную. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального речевого развития является полноценная работа артикуляционного аппарата. Самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых звукопроизносительная сторона речи ребёнка развиться не может. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Примерно в возрасте 5-6 лет, которые предшествуют началу обучения, ребенку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500-4000 слов), он должен ясно излагать свои мысли и желания. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов. Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребенка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам. Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи. 1. Умение слушать и слышать других Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. Крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя. 2. Сформированность звуковой стороны речи Сформированность фонетической стороны речи предусматривает: • умение четко и внятно произносить все звуки речи; • возможность изменения интонации и темпа с учетом смыслового содержания; • умение говорить шепотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации). • умение четко произносить слова, сложной слоговой структуры (аквариум, термометр, трамвай, аквалангист и др.) Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребенка в школе. Это осложняет формирование представлений о звуковом составе слова. Недоразвитие звуковой стороны, в свою очередь, затрудняет овладение учащимися навыка анализа и синтеза звукового состава слова. А в дальнейшем служит причиной появления вторичного (по отношению к устной форме речи) дефекта - дислексии и дисграфии (дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв).
|
Сурина Татьяна Владимировна
Педагог-логопед
МБОУ "СОШ №17"
3. Умение различать звуки речи на слух В норме ребенок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребенок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова "дочка" он напишет "точка", вместо "бочка" напишет "почка" и тд. 4. Функции языкового анализа и синтеза Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются: • умение выделять звук на фоне слова ("Есть ли в слове "бочка" звук ч?"). Задача ребенка – определить наличие звука в слове. • умение выделять звук в начале и конце слова ("С какого звука начинается слово ложка?", "Каким звуком заканчивается слово кино?"). • определение места звука в слове ("В каком месте в слове "гусеница" стоит звук [н] – в начале, середине или конце?"). • умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ). • умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ). • умение составить слово из предложенных звуков, слогов (к-о-ш-к-а, ма-ши-на) • уметь определять количество слов в предложении. • уметь составлять предложение из представленных слов.
|
Сурина Татьяна Владимировна
Педагог-логопед
МБОУ "СОШ №17"
5. Словарный запас Готовность ребенка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов, причем в нем должны быть представлены все основные части речи- существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы. Должны присутствовать в словаре ребёнка и обобщающие слова (одежда, обувь, посуда, птицы, овощи, животные...), которые начинают усваиваться детьми примерно с трёх — трёх с половиной лет. При этом ребенок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение, должен уметь составлять рассказ по картинке, описать увиденное, уметь рассказать о событии отсроченном во времени и месте (т.е. о событии, которое произошло с ним когда то). О скудном словарном запасе говорит то, что ребенок не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: "в общем", "ну", "это" и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией. На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо "массивный" - "большой", "крошечный" - "маленький" и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребенок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы. В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребенка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребенок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают. В настоящее время все больше детей, поступающих в первый класс, имею недостаточный уровень речевого развития, уровень, который не соответствует возрастной норме. Выражается это в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития. Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых случаях наблюдаются апатия, равнодушие, вялость, неустойчивость внимания.
|