СВЕДЕНИЯ ОБ ОО
Назад »
Профессиональный стандарт педагога

Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года №544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями)

Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.

Зачем нужен профстандарт?

Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это основа для анализа и реформирования образования, а с другой стороны– это основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.

 

В чем заключается процесс введения профстандарта?

Профстандарт должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

 

В чем заключается основные характеристики эффективного контракта?

К основным характеристикам эффективного контракта относятся:

  1. Наличие у образовательной организации государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем?
  2. Система оценки эффективности деятельности работников организации (совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном порядке?
  3. Система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в установленном порядке?
  4. Система нормирования труда работников организации, утвержденная работодателем?
  5. Подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.

 

Что на данный момент может быть рекомендовано руководителю образовательной организации по обеспечению перехода на профессиональный стандарт?

Вариант решения вопроса применения профстандарта педагога работодателями рассматривается в разработке «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», которые включают:

  1. Критерии оценки квалификации;
  2. Примеры должностной инструкции на основе профстандарта;
  3. Пример трудового договора с учетом требований профстандарта ;
  4. Рекомендации руководителю по оплате труда;
  5. Рекомендации по порядку аттестации, основанной на профстандарте и др.

 

Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?

Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.

Профстандарты будут применяться в качестве:

Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.

В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.

В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:

 

Новые компетенции педагога:

  1. Работа с одаренными учащимися.
  2. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
  3. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
  4. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
  5. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.


С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей

Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)

Прежний профессиональный стандарт "Педагог", принятый в 2013 году,признан утратившим силу.

С 1 сентября 2022 года учителя начнут работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.

 

Для кого этот стандарт?

Предыдущий документ был нацелен на педагогов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть касался и воспитателей, и учителей. Новый стандарт, который будет действовать с 1 сентября 2022 до 1 сентября 2028 г., предназначен только для школьных учителей.

 

Для чего этот стандарт?

В пояснительной записке к документу обозначены причины необходимости нового профстандарта:

 

Что изменилось?

В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).

В зависимости от этого различаются их трудовые функции:

Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции:

Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:

  1. педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
  2. педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
  3. педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.

Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:

  1. для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки";
  2. для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) "Образование и педагогические науки", или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогические науки".

 

Новшества, связанные с цифровизацией

В новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями.

  1. Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
    • общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
    • общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).
  2. Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.
  3. Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
  4. Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.
  5. Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).

Перечень профессиональных стандартов

01

Образование и наука

При применении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" см. Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08, Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814.

01.001

Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)

Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н

01.002

Педагог-психолог (психолог в сфере образования)

Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н

01.003

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Внимание! Стандарт утрачивает силу с 01.09.2022 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 652н

Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н

Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Внимание! Документ вступает в силу с 01.09.2022 и действует до 01.09.2028

Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н

01.005

Специалист в области воспитания

Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н

01.006

Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий

Приказ Минтруда России от 28.09.2018 N 603н

01.007

Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)

Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н

01.008

Руководитель научной организации

Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027

Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 117н

01.009

Научный руководитель научной организации

Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027

Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 118н

01.010

Руководитель образовательной организации высшего образования

Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027

Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 116н

01.011

Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)

Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н

01.012

Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям

Внимание! Стандарт вступает в силу с 01.03.2022 и действует до 01.03.2028

Приказ Минтруда России от 21.10.2021 N 751н

 

Отчёт о деятельности стажировочной площадки по Профстандарту за 2018-2019 учебный год

Отчёт о деятельности стажировочной площадки по Профстандарту за 2016-2017 учебный год

Педсовет - Профессиональный стандарт педагога

Приказ Министерства труда - 1115н "Об утверждении профессионального стандарта Педагог"

Профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт педагога-психолога

Соглашение о деятельности площадки РТИК ГАУ ДПО ИРО Профстандарт

Свидетельство о присвоении статуса пилотной площадки ИРО Профстандарт