Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года №544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (с изменениями и дополнениями)
Профстандарт педагога — это перечень требований, определяющих квалификацию учителя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей.
Зачем нужен профстандарт?
Профессиональный стандарт работает в двух плоскостях: с одной стороны, это основа для анализа и реформирования образования, а с другой стороны– это основа для регулирования трудовых отношений: требования к работникам, основа для аттестации работников, присвоения квалификации и званий. Профессиональный стандарт предъявляет требования к регламентам, регулирующим трудовые отношения и подготовку педагогических кадров.
В чем заключается процесс введения профстандарта?
Профстандарт должен применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
В чем заключается основные характеристики эффективного контракта?
К основным характеристикам эффективного контракта относятся:
- Наличие у образовательной организации государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем?
- Система оценки эффективности деятельности работников организации (совокупность показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденная работодателем в установленном порядке?
- Система оплаты труда, учитывающая различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденная работодателем в установленном порядке?
- Система нормирования труда работников организации, утвержденная работодателем?
- Подробная конкретизация с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда.
Что на данный момент может быть рекомендовано руководителю образовательной организации по обеспечению перехода на профессиональный стандарт?
Вариант решения вопроса применения профстандарта педагога работодателями рассматривается в разработке «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», которые включают:
- Критерии оценки квалификации;
- Примеры должностной инструкции на основе профстандарта;
- Пример трудового договора с учетом требований профстандарта ;
- Рекомендации руководителю по оплате труда;
- Рекомендации по порядку аттестации, основанной на профстандарте и др.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
- Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
- Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
- Инструмента роста качества российского образования.
- Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
- Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
- Общепользовательская.
- Общепедагогическая.
- Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
- Работа с одаренными учащимися.
- Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
- Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
- Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
- Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый профессиональный стандарт для учителей
Профессиональный стандарт Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)
Прежний профессиональный стандарт "Педагог", принятый в 2013 году,признан утратившим силу.
С 1 сентября 2022 года учителя начнут работать по новому стандарту в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ.
Для кого этот стандарт?
Предыдущий документ был нацелен на педагогов дошкольного, начального, основного, среднего общего образования, то есть касался и воспитателей, и учителей. Новый стандарт, который будет действовать с 1 сентября 2022 до 1 сентября 2028 г., предназначен только для школьных учителей.
Для чего этот стандарт?
В пояснительной записке к документу обозначены причины необходимости нового профстандарта:
- изменения, ранее внесенные в ФЗ "Об образовании", а именно допуск студентов педагогических вузов к работе в школе и внедрение типовых учебных программ;
- утвержденные в 2021 году новые наименования квалификаций и требования к ним;
- несоответствие прежнего стандарта федеральному проекту "Кадры для цифровой экономики" нацпрограммы "Цифровая экономика РФ".
Что изменилось?
В новом стандарте теперь зафиксированы два основных уровня квалификации школьных педагогических работников (учителей): уровень 5 (А) и уровень 6 (В — для учителей начальных классов, С — для учителей основной и средней школы).
В зависимости от этого различаются их трудовые функции:
Уровень 5 подразумевает следующие трудовые функции:
- педагогическая деятельность по реализации программ начального (основного, среднего) общего образования на основе типовых схем и шаблонов.
Уровень 6 предполагает три типа трудовых функций:
- педагогическая деятельность по решению стандартных задач программам начального (основного, среднего) общего образования;
- педагогическая деятельность по решению задач в профессиональной деятельности в нестандартных условиях;
- педагогическое проектирование программ начального (основного, среднего) общего образования.
Также в зависимости от уровня различаются требования к образованию и обучению учителей:
- для уровня 5 достаточно иметь справку о периоде обучения, подтверждающую успешное прохождение промежуточной аттестации не менее чем за три года обучения по образовательной программе высшего образования по специальностям и направлениям подготовки "Образование и педагогические науки";
- для уровня 6 необходимо или высшее образование по укрупненной группе специальностей (направлений подготовки) "Образование и педагогические науки", или высшее образование и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки, предоставляющие право ведения педагогической деятельности, или среднее профессиональное образования — программы подготовки специалистов среднего звена по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогические науки".
Новшества, связанные с цифровизацией
В новом стандарте появились требования к владению и использованию цифровых технологий и инструментов. Современный учитель теперь обязан обладать следующими умениями.
- Владеть ИКТ-компетентностями, включая использование ресурсов информационной образовательной среды и цифровых технологий:
- общепользовательская ИКТ-компетентность (уметь работать с цифровой информацией с использованием компьютера и средств коммуникаций, соблюдать правила защиты информации и персональных данных);
- общепедагогическая ИКТ-компетентность (уметь организовать свою педагогическую деятельность и деятельность обучающихся с использованием ресурсов и сервисов информационной образовательной среды и цифрового коммуникационного оборудования, применять нормы информационной безопасности в образовательном процессе).
- Адекватно использовать средства цифровых коммуникаций и видеотехнологий с участниками образовательного процесса, соблюдать нормы информационной безопасности и защиты персональных данных.
- Использовать ресурсы информационной образовательной среды для решения образовательных задач развития обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
- Использовать в образовательном процессе цифровое учебное и коммуникационное оборудование образовательной организации, владеть методами цифровой коммуникации с участниками образовательного процесса на основе норм информационной безопасности.
- Избирательно применять цифровые ресурсы, дистанционные технологии и методы электронного обучения, позволяющих проводить развивающую работу и обеспечивать доступ к таким технологиям всех обучающихся на основе индивидуального подхода, а также для работы с детьми с особыми потребностями (специализированное и дополнительное цифровое оборудование в соответствии с оснащением информационной образовательной среды организации).
Перечень профессиональных стандартов
Образование и наука |
||
При применении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" см. Письмо Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08, Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 N 09-ПГ-МОН-814. |
||
01.001 |
Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) |
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н |
01.002 |
Педагог-психолог (психолог в сфере образования) |
Приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н |
01.003 |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых Внимание! Стандарт утрачивает силу с 01.09.2022 в связи с изданием Приказа Минтруда России от 22.09.2021 N 652н |
Приказ Минтруда России от 05.05.2018 N 298н |
Педагог дополнительного образования детей и взрослых Внимание! Документ вступает в силу с 01.09.2022 и действует до 01.09.2028 |
Приказ Минтруда России от 22.09.2021 N 652н |
|
01.005 |
Специалист в области воспитания |
Приказ Минтруда России от 10.01.2017 N 10н |
01.006 |
Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий |
Приказ Минтруда России от 28.09.2018 N 603н |
01.007 |
Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый) |
Приказ Минтруда России от 25.12.2018 N 840н |
01.008 |
Руководитель научной организации Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 117н |
01.009 |
Научный руководитель научной организации Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 118н |
01.010 |
Руководитель образовательной организации высшего образования Внимание! Стандарт действует до 01.09.2027 |
Приказ Минтруда России от 10.03.2021 N 116н |
01.011 |
Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией) |
Приказ Минтруда России от 19.04.2021 N 250н |
01.012 |
Социолог: специалист по фундаментальным и прикладным социологическим исследованиям Внимание! Стандарт вступает в силу с 01.03.2022 и действует до 01.03.2028 |
Приказ Минтруда России от 21.10.2021 N 751н |
Отчёт о деятельности стажировочной площадки по Профстандарту за 2018-2019 учебный год
Отчёт о деятельности стажировочной площадки по Профстандарту за 2016-2017 учебный год
Педсовет - Профессиональный стандарт педагога
Приказ Министерства труда - 1115н "Об утверждении профессионального стандарта Педагог"
Профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт педагога-психолога
Соглашение о деятельности площадки РТИК ГАУ ДПО ИРО Профстандарт
Свидетельство о присвоении статуса пилотной площадки ИРО Профстандарт